Реклама

malchikконецформыначалоформыКак это выглядит. Все основные каждодневные обязанности семьи по уходу за ребенком переданы бабушке. Она кормит, гуляет, по мере сил играет, забирает из школы, проверяет уроки, развозит по секциями и музыкальным занятиям. Иногда удобство такого устройства дел становится столь очевидным, что ребенок на всю неделю передается бабушке, а с родителями видится только на выходные. В порядке вещей — отправление ребенка на несколько лет к бабушке, пока решаются семейные трудности. Внуки даже иногда рождаются, чтобы бабушке не было скучно. Предполагается, что такая ситуация предпочтительнее той, в которой ребенком занимается «посторонний человек». Бабушка как бы освещает факт продолжающейся молодости родителей, освобождая «детей своих» от чрезмерных трудностей и тягот нынешней непростой жизни (которая, как понятно, непроста всегда). В неполной семье бабушка исполняет роль матери, а молодая женщина — роль зарабатывающего супруга.
Чем это обусловлено. Да всем ходом обычной жизни прежде советской, а теперь российской семьи, по крайней мере, среднего уровня достатка. Это простейшее решение бытовой проблемы ухода за детьми и квартирного вопроса. На более глубоком уровне речь должна идти о многопоколенной семье как культурно заданной форме существования российской семьи.
Совместное существование нескольких поколений диктует особое распределение функций в семье и задает особую иерархию, в которой вес бабушки может быть очень велик. При этом семья распределяет функции так, что родители в лучшем случае перемещаются на место зарабатывающих или временно опекающих детей, в худшем — просто на позицию старших детей в семье. Бабушка же оказывается основным стратегическим центром организации семейной жизни.
Чем это может быть опасно. Трудно спорить с тем, что нормальный контакт с бабушкой — ценный эмоциональный и развивающий опыт для детей. Такое общение, с одной стороны, может быть более спонтанным и эмоциональным: и ребенок, и бабушка часто более «свободные люди», с другой — дает ребенку более глубокую перспективу освоения жизни. Однако чрезмерная включенность бабушки в жизнь нуклеарной семьи ведет к нарушению нормальной детско-родительской иерархии. В самом деле, для нее нынешние родители — это дети. При этом каждый член многопоколенной семьи оказывается в двойственной ролевой позиции: и сама бабушка, и родители, и дети, Нормальная иерархическая структура нарушается, и именно поэтому неудачны бывают периодические попытки молодых родителей взять в такой ситуации власть в свои руки. Бабушка, получившая права на управление жизнью молодой семьи, от няни отличается принципиальной неуправляемостью, именно потому, что ее участие не технично, не поддается формализации, а «глубоко родственно». При этом такая повышенная включенность бабушки в жизнь «молодой семьи», как правило, является результатом несостоявшейся сепарации нынешних родителей с собственными родителями, то есть с нынешними бабушками и дедушками.
Как справляться с проблемой. Очевидно, что у решения этой проблемы есть существенный социальный аспект. Психологическая же работа предполагает перезаключение контракта на участие бабушки в жизни семьи и восстановление стратегической власти родителей. Часто это означает возврат в историю детско-родительских отношений нынешних среднего и старшего поколения в семье. Необходимо также, чтобы родители овладели отсутствующими навыками управления ребенком и поддержания эмоционального контакта с ним. Существенным оказывается и восстановление в общем культурно чуждых нам понятий — «личной жизни» бабушки и личного пространства «молодой» семьи.
***
Что можно сказать об идеальной модели воспитания с точки зрения семейного психолога? Видимо, это тогда, когда семья использует помощь и профессиональную поддержку, в которой четко простроены границы между «берущим и дающим», когда ориентированность на достижения ребенка сбалансирована с вниманием, любовью к нему и признанием его особенностей, когда семья способна дать нечто уникальное, не выключая ребенка из окружающего мира, а облегчая его взаимопонимание с ним, когда принятие ребенка и уважение к нему сочетается с разумной регламентированностью его жизни, контакты с родителями одинаково теплы и симметричны, а бабушка присутствует в жизни ребенка как важный, не подменяющий ему родителей взрослый, обогащающий своим опытом родительскую стратегию воспитания. Самое любопытное, что все это вполне возможно.

Комментарии запрещены.