Май 2010

malchikПодростковый возраст ассоциируется со словами «кризис», «трудные подростки» и тому подобными пугающими родителей вещами. Действительно, подростковый возраст непростой период в жизни семьи, но при этом он характеризуется множеством интересных и важных моментов, знание которых, возможно, поможет родителям лучше понимать своих детей. Развитие подростков протекает интенсивно, психика подростков меняется, они буквально на глазах становятся взрослее и самостоятельнее.
Подростковый возраст богат на эмоции и переживания, отчасти спровоцированные бурными физиологическими перестройками и дополненные новообразованиями в психике и другими переменами. В этом возрасте складываются убеждения и формируется характер, появляются идеалы и кумиры. Вашему сыну, даже если он и отличался раньше завидным спокойствием и терпением не всегда удается с ними справиться. И как сложатся в дальнейшем отношения в семье во многом зависит от терпения и способности родителей принять происходящие изменения и понять такого «колючего и трудного» ребенка.
Подростковый возраст – время, когда ребенок находится на своеобразной границе: он уже не готов оставаться ребенком, появившееся «чувство взрослости» заставляет стремиться к самостоятельности, взрослости, а «социальный статус» школьника не позволяет перешагнуть эту границу. Родителям приходится считаться с этими изменениями, чтобы сохранить в семье взаимопонимание и мир. Как бы это не было сложно, нужно выделить те дела, с которыми ребенок может справиться самостоятельно и дать ему возможность ощутить свою самостоятельность в полной мере. Можно выделить также дела, которые он сможет делать сам через некоторое время и те, которые вы делаете вместе. Проблема подросткового возраста становится менее острой, если родители смогут избежать гиперопеки, назиданий, требовательности в категоричной форме. Важно также уважительно относиться к подростку, его друзьям, взглядам на жизнь и увлечениям.
Подростковый возраст требует уважения к мнению, отношений на равных, самостоятельности, дружеского тона в общении. Раздражение провоцирует грубость, недоверие, слезы.
Достаточно серьезно меняется психология подростков по отношению к взрослым. В отличие от детей более младшего возраста подростки перестают во всем безоговорочно верить взрослым, подмечают недостатки, запоминают оплошности, оценивают поведение и речь. Стремление критиковать окружающих и окружающее прекрасно уживается с низкой самокритичностью и нежеланием признавать свои ошибки или неправоту.
Подростковый возраст богат подобными парадоксами. Такие положительные черты как нетерпимость к неправде и несправедливости, готовность стоять за правду сочетаются с трудностями и неумением разобраться в реальных непростых жизненных ситуациях.
Развитие подростков проходит через этап, когда в подростке борются нежелание быть кем-то воспитываемым и стремление быть успешным и положительным. Для них уже не так важен процесс как для младших школьник. Становится важной цель, появляется желание выполнить задание как можно лучше.
И таких противоречий подростковый возраст несет немало: отчаянное желание самовыразиться и непонимание как это сделать, испытание необходимости совета и помощи старшего и принципиальное подчеркивание своей самостоятельности и нежелание обращаться за помощью, увлечение идеями, теориями и отрицание авторитетов, легкомыслие и желание много знать…
Интеллектуальное развитие подростков отнюдь не замирает на фоне других процессов. Активизируются процессы познания, появляются новые знания, интересы и увлечения. Довольно часто именно подростковый возраст начало серьезного увлечения философией, психологией, социологией, политикой, историей религии и другими областями, позволяющими глубже понять себя и окружающий мир. Подростки более глубоко осмысливают жизнь и происходящие в ней явления. Восприятие становится более осмысленным и целенаправленным, более организованным и в то же время избирательным. Восприятие и внимание в большей степени направлены на те вещи, которые интересны, любимое дело может поглощать все свободное время. А вот внимание произвольное к вещам, которые неинтересны неустойчиво, излишняя возбудимость нервной системы этому мешает. Такова уж противоречивая психология подростков.
Совершенствуется память, появляется желание осваивать новое осмысленно, пересказывать прочитанное своими словами. Развивается мышление, в большей степени логическое, развивается и усложняется речь. Расширяется спектр абстрактных понятий и представлений доступных пониманию подростка. Он стремится мыслить самостоятельно, защищать свои суждения, разбираться самостоятельно. Любознательность в выбранной области растет, появляются «профессиональные интересы».
Наступил подростковый возраст и ребенок изменился? Стал неуравновешенным, замкнутым, порой предпочитает музыку или книгу близкому другу? Развитие подростков нуждается в таком уединении и сосредоточении на своих переживаниях, такова психология подростков и с этим ничего не поделаешь. Не надо пытаться выдергивать его из этого состояния, если оно не вызывает у вас опасений о здоровье ребенка. Настроение и его изменчивость во многом влияют на поведение подростка.
К.Д. Ушинский писал, что жизнь подростка нужно организовать так, чтобы он постоянно был занят полезной деятельностью, чтобы у него не было свободного времени, не занятого работой, мыслями, делами, чтением, потому что именно в такие «пустые» часы портится нравственность. В этом есть доля правды. В первую очередь благодаря тому, что в этот период развитие подростков проходит весьма бурно: идет бурная биологическая перестройка организма, процесс полового созревания. Психология подростков меняется на глазах: происходят изменения во взглядах, психике, поведении и отношении к себе и миру.
Родителям можно пожелать терпения, чуткости и доброжелательности, которые пригодятся в общении с подросшим сыном. Но важно не только сберечь добрые отношения, но и сохранить свой авторитет и научиться не назойливо, помогать ребенку. Внутренний мир подростка – ценность, к которой нужно относиться бережно и тактично. При этом ваши такие «самостоятельные и взрослые» дети продолжают нуждаться в ваших советах, общении и поддержке. Старайтесь проводить свободное время с детьми, лучше всего вместе: смотрите и обсуждайте книги, делитесь новостями, отдыхайте, ходите в бассейн, спорьте о жизни. Не игнорируйте интересы ребенка, его мнение и мысли, его «личную» жизнь, будьте тактичны, и вам удастся пережить этот период благополучно. Психология подростков интересна и уникальна, а этот период совсем скоро пройдет. У вас есть прекрасная возможность помочь своему ребенку стать гармоничной, развитой, уверенной в себе личностью. Ваш сын уже не ребенок, он взрослеет и это уже не изменить…

malchikВолосы. Вихры, ёжики, локоны, кудряшки. Еще недавно забота о мальчишечьих волосах ограничивалась мытьем и «уставной» стрижкой мальчика «как можно короче». За волосы, чуть закрывающие уши, можно было легко вылететь из класса с напутствием «пока не подстрижешься, не приходи», или вызовом родителей для беседы. Однако, время школьных форм и коротких стрижек для мальчиков позади. Какие теперь проблемы у детских шевелюр, какие прически и стрижки мальчику можно сделать?
Прически для мальчиков растут вместе с ними, становясь сложнее с возрастом. Действительно, новорожденный мальчик в прическе еще не нуждается, по причине отсутствия волос. Да и позже их можно просто подрезать, чтобы они не мешали малышу спать, играть и заниматься своими делами. Ребенок растет, его волосы тоже растут и становятся жестче. Вот теперь приходит время подбора стрижки для мальчика.
Одна из самых популярных стрижек – «ежик». Войдя в обиход в 50 годах прошлого века, она остается популярной и по сей день. Прекрасный вариант для жаркого лета – на уход за волосами тратится минимум времени, а голове не слишком жарко даже под головным убором. Однако у коротких стрижек для мальчиков есть одна неприятная особенность – они повторяют форму головы. Если она идеальна – что ж, прекрасно. А если нет – лучше выбрать прическу подлиннее.
К счастью, давно в прошлое ушла мода на «шапочку» — стрижку, когда волосы делались одной длины по всей окружности головы. Сейчас ее чаще можно увидеть в фильмах годов восьмидесятых – девочки и мальчики, похожие друг на друга и вместе похожие на стайку грибов. Сейчас парикмахеры и стилисты рекомендуют стрижки для мальчиков со средней длиной волос, когда на затылке волосы несколько длиннее – так они ничуть не мешают хозяину и выглядят гораздо более эстетично.
Стрижка мальчика должна быть процедурой регулярной и довольно частой, говорят специалисты. Даже совсем юные молодые люди должны посещать парикмахера раз в две – три недели. Причем короткие волосы нуждаются в несколько более частом внимании специалиста, чем более длинные. Выбирая стрижку для маленького мальчика, не стоит идти на поводу у моды и новых веяний – «дрэды», африканские косички, «ирокез» или выбритые рисунки на голове ребенка смотрятся, мягко говоря, непривычно, а излишнее внимание, не всегда позитивное, может стать причиной психологической травмы. Время такого «самовыражения» у мальчика впереди.
В детских залах парикмахерских или салонах мальчику могут уложить волосы при помощи специальных средств. На праздник прическа настоящего денди – это замечательно, но увлекаться такими укладками не стоит – средства для укладки не лучшим образом влияют на детскую кожу и волосы.
Подросток – существо стайное. Ему спокойнее, если он находится в кругу себе подобных. Обычно это такие же подростки, объединяет которых некое общее мировоззрение или занятие. Зачастую у таких групп существует своя, отличная от других, форма одежды. И прически у таких групп тоже отличаются. Особенно это касается причесок и стрижек для мальчиков. Бритые головы у скинхэдов, «дрэды» у рэперов, длинные волосы у хиппи, «ирокез» у панков, закрывающие пол-лица челки у эмо-кидов. Такие стрижки мальчиков уже вопрос не столько личных предпочтений, удобства, функциональности, сколько показатель принадлежности к определенной «касте». И прическа или стрижка мальчика в этом возрасте, сколь нелепой или вызывающей она не казалась бы родителям, не предмет для споров. Проявив настойчивость или агрессию, вы с большей вероятностью испортите отношения с подростком, нежели добьетесь перемены стрижки. Впрочем, чаще всего, этот этап в развитии подростка проходит довольно быстро, и прическа опять выбирается по более разумным критериям. А мир и спокойствие в семье стоит того, чтобы немного потерпеть.
Длинные или короткие, волосы требуют внимания и ухода. И уход этот не ограничивается мытьем головы мальчика и расчесыванием, хотя это и немаловажные составляющие красивой, украшающей мальчика прически. Если волосы потеряли блеск, и эластичность, стали сухими и ломкими, возможно, это свидетельствует об анемии или проблемах с эндокринной системой, или просто о нехватке витаминов, минералов или даже свежего воздуха.
Витамины и микроэлементы, которые нужны волосам – это хром, медь, железо, кальций, магний, марганец, калий, кремний, селен, йод, сера и цинк, бета-каротин, витамины группы «В» (В1 — тиамин, В2 — рибофлавин, ВЗ — никотиновая кислота, В5 — пантотеновая кислота, В6 – пиридоксин, В12 — кобаламин) и биотин. Обратите внимание, чтобы рацион мальчика содержал в достаточном количестве желтые и зеленые овощи и фрукты (бета-каротин), геркулес бобовые, грецкий орехи, коричневый рис и пивные дрожжи (биотин), говяжье и свиное постное мясо, печень, рыба, молоко и молочные продукты, хлеб грубого помола, редиску и зелень чеснока и лука (витамины «В»).
Если волосы сухие, или у мальчика появилась сухая перхоть, чай и кофе в меню мальчика стоит заменить компотами или соком – возможно, организму не хватает жидкости, а кофеин, содержащийся в кофе или чае, усугубляет обезвоживание, заставляя организм выводить больше воды. Также следите, чтобы в рационе всегда были первые блюда. Подсоленная жидкость лучше усваивается, и, кроме того, бульоны очень полезны для пищеварения.
Еще один враг детских, да и взрослых волос – солнце. Ультрафиолет, льющийся с неба на детские головы, приводит к пересыханию и выгоранию волос. Если взрослые защищены бальзамами, пенками и муссами для укладки, имеющими в своем составе UV-фильтры, то детям такие средства противопоказаны. Выручить тут может головной убор – панамка, кепка, бандана – что угодно. А в городе он поможет еще избежать попадания на волосы разнообразных вредных веществ, которыми насыщают воздух выхлопные трубы машин.
Стрижки и прически для мальчиков – их множество. При выборе важно учесть, что маленький мальчик прическу укладывать не сможет, поэтому она должна быть простой и не требующей большой заботы. А вот став постарше, мальчик захочет сам участвовать в выборе стрижки. И родителям, конечно, стоит прислушаться. Ведь носить-то ее будут не родители, а сам ребенок – ему и выбирать.

malchikМладший ребенок в семье нередко оказывается любимцем, как взрослых, так и старших детей. Его балуют, тискают, приносят подарки. Ему практически всегда есть к кому обратиться за помощью или пожаловаться, есть, у кого спросить совета, с кого взять пример, с кем поиграть и поговорить. При этом и спрос с него меньше, ведь за ним навсегда закрепляется статус «маленького», «младшенького». Младший брат объект не только любви, но ревности и зависти старших. Все это отражено и в народном творчестве.
Вспомните сказки. Несмотря на то, что младший брат «дурак» и ему достается самая незначительная и несерьезная часть отцовского наследства, например кот в известной сказке Шарля Перро, он оказывается успешнее и достигает большего, чем старшие. А старшие нередко пытаются устранить конкурента, отправив его за тридевят земель, усыпив или убив его.
Согласно фольклору, младший брат — разгильдяй и везунчик, который оставляет с носом всех недоброжелателей и получает все самое лучшее. А в каждой сказке, как известно, есть доля сказки. Что же говорят о психологических чертах ребенка, который по воле судьбы оказался младшим братом в семье?
Это описание – не 100% характеристика человека, не обязательно люди будут полностью соответствовать всем приведенным характеристикам. Но согласно исследованиям психологов обычно люди имеют черты характера, формирующиеся в связи с их «семейным положением».
Так как с ним всегда ранее находился старший, который заботился о нем и принимал решения, он может иметь проблемы с самодисциплиной, с умением принять самостоятельное независимое решение. Стереотип поведения сложившийся в детстве, младший брат, возможно, перенесет и во взрослую жизнь. Он в большей степени склонен к уходу от ответственности, старается переложить тяжесть принятия решения на коллег или супруга. Требуют от него меньше и частенько он меньшего и достигает.
Ему никогда не приходилось делить родительское внимание с новорожденным младенцем, ему уделяется много внимания, заботы, все остальные члены семьи чувствуют ответственность за него. Он ощущает особое расположение родителей, но при этом ему необходимо поддерживать нормальные отношения со старшими детьми в семье. Младший брат занимает особенное положение, и может вырасти хитрым, эгоистичным, самовлюбленным и честолюбивым. Младшие дети могут манипулировать остальными членами семьи, капризами, слезами или обаянием достигая желаемого.
Чаще всего младший брат в семье не является лидером, он ведомый и будет следовать за авторитетными для него людьми. Он легко сходится с людьми, легок в общении, популярен среди друзей, легко берется за что-то новое и в меньшей степени держится за традиции семьи. Приключения – это для него.
Младшим детям свойственны и крайности, они могут стать бунтарями, начать отвергать любые авторитеты и устоявшиеся порядки, пускаться во всевозможные авантюры и приключения, отказываться от любой помощи и поддержки. Про таких говорят « как с цепи сорвался» и в какой-то степени так оно и есть. Это связывают со стремлением любым способом разрушить устои, традиции, привычки семьи, которое возникает вследствие усталости от постоянной опеки и контроля. Впрочем, даже в своем бунте, младший брат скорее будет не организатором беспорядков и лидером неформальной группы, а ведомым.
Младший брат имеет меньше забот и обязанностей, ему прощаются многие вещи, непростительные старшим, он ожидает от жизни только приятных сюрпризов, поэтому вырастает неисправимым оптимистом и жизнелюбом.
Он вряд ли будет успешным начальником, зато может быть артистом, певцом, яркой творческой личностью, впрочем, если ему придется стать начальником, то он будет пользоваться любовью подчиненных. Известные младшие дети: Бернард шоу, Максим Галкин, Джон Траволта. Конечно же, важно и то, является ли мальчик младшим братом сестер или имеет старшего брата.
Младший брат братьев более непредсказуем, не любит планировать дела, живет сиюминутными импульсами и желаниями. Общителен, но с трудом находит общий язык с женщинами. Не бережлив, потому что получает вещи легко и часто. Если что-то не получается, ему проще уйти и отказаться от попыток довести начатое до конца. Младший брат в традиционной культуре должен был уходить и сам зарабатывать себе на хлеб, поэтому их было много среди участников крестовых походов, воинов, авантюристов, мошенников. Может увлекаться танцами, спортом, творчеством, чтобы оказаться лучше старшего брата. Младший брат может стать отличным отцом мальчика, он будет играть с ним и разделять его интересы и желания.
Младший брат сестер провел все детство в женском обществе, избалован опекой и заботой, ему не нужно прилагать усилий, чтобы выделиться и привлечь к себе внимание. Ему сложно работать в тех областях, где требуется самостоятельность при принятии решений, лучше чтобы работа была более четко структурирована и регламентирована. Лучше у него складываются отношения с дочерьми, а лучшей женой будет женщина, умеющая заботится о мужчинах, как старшая сестра.
Зигмунд Фрейд считал порядковый номер ребенка в семье определяющим фактором развития личности. У него есть как сторонники, так и противники. Как минимум широкое обсуждение этого вопроса предлагает теорию, помогающую объяснить различия между характерами членов семьи и скорректировать все негативные моменты.
Отрицать влияние номера рождения на характер сложно, но все же умные и добрые воспитатели, любящие и внимательные родители могут, зная возможные особенности характера, подчеркнуть и развить в ребенке лучшие качества.

malchikКазалось бы, ничего особенного: у кого-то есть брат или сестра, у кого-то их несколько, кто-то растет единственным ребенком в семье.
Обычно принято считать, что старшие дети более ответственны и организованны, ведь им приходится с детства следить за младшими и помогать родителям по дому, а младшие дети часто более инфантильны, избалованы и общительны. Если разница в возрасте между детьми небольшая, то младшие могут опережать своих сверстников в развитии, потому что у них есть пример для подражания, и они часто учатся наравне со старшими, слушают те же сказки, играют в те же игры. Это то, что лежит на поверхности.
Но, по мнению психологов, последовательность появления детей в семье оказывает намного более значительное влияние на их характер и привычки. Позиция ребенка среди братьев и сестер диктует ему модель поведения, формирует определенные черты и качества характера. Зигмунд Фрейд считал ее определяющим фактором, влияющим на развитие личности.
Старший ребенок в семье, как правило, отличается ответственностью и добросовестностью, желает многого достичь. Старший брат – первый ребенок, а родители частенько стремятся дать первенцу как можно больше: водят на развивающие занятия с пеленок, закаливают и читают с младенчества, уделяют ему большое количество времени, каждое его действие, умение, слово записываются в «дневник развития». При этом родители еще не имеют опыта, поэтому старшему достаются не только рвение и заботы, но и ошибки родителей.
Старший брат — продолжатель семейных традиций, чаще других детей наследует профессии родителей, часто становится лидером. Старший мальчик получает много внимания, но и ждут от него многого. И нередко он оправдывает эти ожидания. Старший брат способен упорно трудиться, старается быть хорошим, лучшим в том, чем занимается. Из-за того, что ему с детства приходится быть помощником родителей, он учится достигать целей самостоятельно, брать на себя ответственность за других, крепко стоять на ногах и рассчитывать на свои силы. Более половины американских президентов были старшими детьми. Борис Ельцин, Уинстон Черчилль, Ньютон,Гитлер – каждый из них также старший брат в семье.
Но быть старшим – тяжело. Это показывает опыт многих и многих людей. Какие же проблемы и переживания могут быть у мальчика, который вдруг оказался старшим братом? Что следует учесть родителям?
Обычно в связи с повышенной требовательностью и ожиданиями родителей, с автоматическим получением статуса «маминого помощника», который должен быть хорошим мальчиком и показывать пример, старший ребенок становится более серьезным и реже играет со сверстниками, его привлекает общение со взрослыми и старшими людьми. Старший брат может иметь больше трудностей в установлении новых контактов, приобретении друзей и общении, чем младшие дети.
Ответственность не по возрасту может отравить все детские воспоминания. Боязнь не оправдать доверия вызывает слишком критическое и требовательное отношение к себе, провоцирует постоянное напряжение и отрицание критики в свой адрес. Бывает так, что страшим достается меньше внимания после рождения малыша, да и у пап отцовское чувство порой просыпается только к рождению младшего ребенка.
«Комплекс отличника», когда ребенок стремится всегда и во всем быть оцененным максимально высоко, старается каждое данное ему поручение выполнить максимально хорошо любой ценой в большей степени свойственен старшим детям.
Несомненно, важен и пол последующих детей в семье. Если родившийся ребенок девочка, то конкуренция и негативное отношение не столь сильно, как в случае рождения брата. Младший брат воспринимается как соперник, общие интересы и потребности только обостряют противостояние. Дальнейшее развитие событий и формирование отношений зависит от того, насколько правильно поведут себя родители.
Как бы не был велик соблазн переложить часть родительских забот на уже большого мальчика, не забывайте, что и старший брат имеет право на детство.
Старший брат должен тоже получать удовольствие от жизни, не быть прикованным к коляске малыша, иметь возможность поиграть, почитать, побыть одному. Очень важно для создания психологического комфорта и смягчения проявлений ревности и нетерпимости по отношению к младшим уделять ему отдельное внимание. Это может быть хотя бы один вечер в неделю, когда старший мальчик проводит время с отцом, идет с мамой вдвоем в театр или просто гуляет с родителями и делится важными событиями своей жизни.
Возможно, вам будет любопытен и вероятностный прогноз, какие же черты характера будут у мальчика, если он старший брат сестер или братьев. Если у мальчика есть и братья и сестры, то эти черты могут сочетаться.
Есть предположения, что старший брат братьев может быть начальником, политиком, астронавтом и вообще занимать любую ответственную руководящую должность, вплоть до президентской (как компании, так и страны). Он любит быть первым во всем, стремится к совершенству и лидерству, может стать успешным, но достаточно замкнутым человеком. Идеально, если он вступит в брак с женщиной, которая была младшей сестрой братьев, которые были для нее значимы и авторитетны. Это будет исключительно благотворно влиять на взаимоотношения.
Считается, что со старшим братом сестер общаться будет легче, он лучше ладит с женщинами, предупредителен и внимателен, лидер, но не авторитарный, а достаточно гибкий и способный к компромиссу.
Насколько точен этот прогноз судить вам. Наша задача – показать трудности и преимущества, которые с точки зрения психологии может иметь старший мальчик в семье. Актуально ли это для вашей семьи, нужно ли вам обращать внимание на отдельные особенности становления личности ребенка или у вас и так все в порядке – решать вам.
Иметь сестру или брата – мечта многих «одиноких» детей. Воспитанные в доброй и мудрой атмосфере дети будут надежной поддержкой друг для друга.

malchikКто из нас не видел детей, которые по поводу и без повода закатывают истерики, кидаясь на пол? Такая «напасть» хотя бы раз в жизни случается с каждым ребёнком, но есть дети, у которых эти истерики очень часты. Родители таких детей жалуются на неуправляемость и агрессивность, драчливость и неуживчивость своего ребёнка. Мамы и папы с ними не справляются, не говоря уже о воспитателях и учителях. И мальчиков среди этих детей большинство. Родители таких малышей редко обращаются за помощью к врачу, а обратившись с удивлением принимают диагноз поставленный их ребёнку — невроз. Меж тем, детские неврозы – одно из самых распространённых нервных заболеваний, которым может заболеть практически каждый психически здоровый ребёнок. Разновидностей детских неврозов множество, в этой тяжёлой ситуации успокаивает только одно: неврозы детей можно излечить или предупредить в самом раннем возрасте.
Признаками невроза могут быть и вышеописанные истерики, и детские страхи (которые есть у всех детей, но при детском неврозе выражены особенно сильно), повышенная впечатлительность, плохой сон или постоянная замкнутость ребёнка. Такие дети тяжело переживают любые неудачи, остро реагируют на замечания. Родителям стоит бить тревогу, если подобное поведение ребёнка носит затяжной, системный характер. Неврозы могут сопровождаться и серьёзными нарушениями нервной системы: энурезом, заиканием, нервными тиками. Есть два возрастных периода, наиболее опасных для возникновения неврозов: это возраст 6-7 лет (риск нервных срывов в период адаптации к школе), и 12-14 лет (период полового созревания, неравномерность между физическим и психическим развитием). Однако основы неврозов детей закладываются в более раннем детстве, а в период школьного обучения уже «цветут ярким цветом».
В чём же причина возникновения неврозов у детей? Психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей – неправильное воспитание. Например, если ребенку твердят день ото дня что он «неисправимый разгильдяй и оболтус», то он сам начинает в это верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, он пытается доказать, что совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. И если он не в силах приспособиться под требования взрослых, то будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Впрочем, и приспособление, и сопротивление неизбежно ведут к повышенному нервному напряжению, и если родители не поменяют «воспитательную политику», не увидят в ребёнке личность, то у него неизбежно возникнет детский невроз.
Из множества детских неврозов мы разберём самые распространённые — те, которыми страдают мальчики: один из таких – неврастения. При неврастении происходит болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Требования родителей настолько подавляют волю ребёнка, что такие дети заранее считают себя не способными справиться с любыми предстоящими трудностями. А поскольку именно к мальчикам родители предъявляют более жёсткие требования, то и неврастеников среди них гораздо больше, чем среди девочек. Эту ситуацию отлично описал в своей книге «Нестандартный ребёнок» врач и психолог Владимир Леви: «Однажды к психологу обратились родители с такой проблемой: мальчик перестал убирать свою постель. Психолог спросил, сколько лет их мальчику, и те ответили, что «мальчику» уже 25 лет и он три года как женат». Как видим, родители всю жизнь подавляли личность сына, вот «малыш» и взбунтовался!
Ещё одна причина неврастении — переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Родители, сами не умея распределить внимание на обоих детей, бросают несправедливые упреки в адрес старшего: «он старший, на нем больше ответственности». Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях — неприкрытую агрессию к младшему брату или сестре.
Не меньшая вина взрослых и в возникновении истерических неврозов детей. У малышей 3-5 лет различного рода истерики — это всё-таки симптомы невроза, а не патология характера, которая бывает в более старшем возрасте. Надо отличать детские неврозы и от педагогической запущенности, хотя причины невроза те же. Какое-то время родители потакали всем требованиям любимого чада, а потом вдруг ввели ограничения, поступив непоследовательно — но ведь маленький ребенок не понимает смену логики родителей! Почему то, что вчера было можно — сегодня нельзя? Как отличить симптомы невроза, от обычных капризов ребёнка? Присмотритесь к нему получше: при неврозе ребенок не хочет быть таким — он устраивает сцены, но сам страдает от этого. Ещё оной причиной истерического невроза может быть не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие внимания. Тихий и незаметный мальчик вдруг превращается неуправляемого буяна, чтобы родители, наконец, заметили его существование! Именно таких детей называют «невостребованными» и сироты тут не причём. «Невостребованные» дети растут в семьях, где родители заняты карьерой или личной жизнью, а воспитание детей перекладывается на детские учреждения – и вот результат!
Перечислять причины детских неврозов можно долго, основа у всех одна — ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Иногда родители обращаются к врачу, только столкнувшись с такими симптомами неврозов как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Мы часто слышим истории о том, что заикание началось от какого-то испуга (резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза «на поверхность».
У детей школьного возраста появляется целый ряд «школьных неврозов»: один из них — невроз навязчивых состояний. Это постоянное желание совершать одни и те же действия, соблюдать ритуалы: всем знаком жест «постучать по дереву» или «положить пятак под пятку на удачу» и т. п. У детей-невротиков этих ритуалов и примет становится так много, что всё время и силы уходят на их соблюдение. А если вдруг что-то помешает ребенку выполнить подобный ритуал, он может настолько растеряться и расстроиться, что не напишет контрольную работу или плохо сдаст экзамен, даже имея хорошие знания.
Один психоневрологический диспансер повёл исследования неврозов детей по частоте заболеваний ими мальчиков и девочек. И вот какая нарисовалась картина:
Среди заболевших системными детскими неврозами преобладают мальчики (75%)
- Больных неврастенией мальчиков в 2,2 больше, чем девочек.
- Невротический энурез встречался в 3 раза чаще у мальчиков.
- Невротическое заикание также у мальчиков обнаруживалось 3 раза чаще, чем у девочек.
- Истерический невроз у мальчиков дошкольного возраста – в два раза более распространён, чем у девочек (в школьном возрасте, правда, эти цифры меняются местами).
- Невроз навязчивых состояний, как в детском, так и в подростковом возрасте чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (84,2% и 15,8% соответственно).
А вот статистика подобного исследования в школе:
По оценке педагогов из 1146 школьников от 7 до16 лет «нервными», по оценке педагогов, признаны 43% мальчиков и 18% девочек (различия достоверны). Такие вот малоутешительные цифры для родителей мальчиков…
Поскольку невроз – это в первую очередь болезнь воспитания, то основное лечение неврозов детей должно осуществляться в семьях. Ведь на самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. И для начала неплохо решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Мамам и папам достаточно хотя бы понимать то, что только от их внимания и уважения к личности ребёнка зависит его психическое здоровье, а также гарантия, что большинство серьёзных проблем со здоровьем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

malchikКогда рождаются близнецы, в любом случае кто-то появляется на свет раньше. Имеет ли это значение? Малыш, появившийся на свет первым, обычно более сильный физически и поэтому начинает играть «главную роль» в паре. Необходимо вовремя заметить это, чтобы не позволить младшему ощущать себя неудачником, всегда «вторым». Ситуация, в которой один из малышей — «лидер», а другой – «подчиненный», встречается часто. Важно помочь детям, чтобы такое самоощущение не сохранилось потом и во взрослой жизни.
Очень важна реакция родителей. Им не надо подчеркивать, что кто-то из детей младший, а кто-то старший, чтобы своим вниманием к этому не провоцировать ненужные вспышки ревности между детьми. Обращайтесь с ними одинаково, объясните, что они оба вам дороги и горячо любимы. Разумно было бы просто «забыть» о том, кто родился раньше, хотя бы на несколько лет.
Как бы вам трудно не было, помните всегда о том, что и радости ваши сорванцы вам тоже приносят в двойном размере, а в будущем братья близнецы всегда будут поддерживать вас и помогать друг другу.

malchikКогда в семье рождаются близнецы, сразу же возникает жесткая конкуренция между ними, каждый хочет быть самым лучшим. Лучшим способом считается хотя бы немного разделить эту пару, чтобы дать возможность каждому ребенку развиваться как отдельной личности. Любые проявления индивидуальности надо поощрять. Позволяйте им одеваться по-разному, старайтесь уделять время каждому из них по отдельности, хотя бы по 15 минут в день. Реакция детей на разделение: занятия в разных группах, игры и прогулки по отдельности с папой или с мамой и другие ваши попытки помочь детям найти свои интересы и свой путь развития может быть разной. Обычно тот ребенок, который находится «в тени» приветствует разделение, потому что ищет свой путь самовыражения. А второй малыш может этому сопротивляться.
В семье, где воспитываются братья-близнецы, должно существовать такое понятие, как справедливость. Поощрения и наказания должны быть одинаковыми для каждого малыша. И реакция взрослых на поведение каждого ребенка должна быть одинаковой.
Не «вешайте ярлыки». Близнецов часто наделяют выдуманными чертами характера. Иногда родителям проще различать детей по характеру. Один более жизнерадостный, другой более капризный, один ест хорошо, другой плохо, один общительный, второй замкнутый. Все эти оценки начинают сказываться на отношениях с детьми. К ним начинают относиться по-разному и это может развить негативные черты характера. Ищите положительные качества в своих малышах и обращайте внимание на них.
Еще одна головная боль родителей – шалости и баловство близнецов. Когда товарищ для проказ всегда находится рядом, держать себя в рамках — невозможно. Придумайте каждому увлекательное дело в отдельном уголке дома или поиграйте с ними. Как правило, если в играх детей принимает участие взрослый, который помогает им выполнять правила и следит за порядком, удовольствие от игры не будет испорчено ссорами и конфликтами.
Есть конфликты из-за того, с кем мама дольше занимается? Купите песочные часы!
Любую проблему можно решить, если подойти к ней спокойно и мудро. Не забывайте что ваши несносные братья-близнецы – маленькие дети, смотрите на происходящее с юмором, это намного облегчит вашу жизнь.

malchikЧасто близнецы рождаются ослабленными, с недостатком веса. Чтобы подстегнуть их развитие и дать им возможность догнать сверстников, нужно обратить внимание на двигательное развитие малышей. Им на пользу пойдет и массаж, и нежные поглаживания, и тактильные игры…. А, как известно, физическое развитие в раннем возрасте тесно связано с будущими интеллектуальными победами, которые одержат наши братья-близнецы.
Так как родителям приходится уделять внимание сразу двум малышам, детям может не хватать эмоций и общения. Постарайтесь придумать игры, в которые можно играть с двумя детишками одновременно. Это могут быть любые «щекоталки» и потешки, смех одного малыша будет только еще больше веселить второго. Чаще берите их на руки, по очереди носите в слинге или кенгуру, а еще лучше — привлеките папу, дедушку, бабушку или няню.
Друг для друга братья-близнецы играют очень важную роль. Именно в паре они учатся общаться и взаимодействовать. В лице брата у каждого есть товарищ по играм и проказам. Но при этом контакты с внешним миром им бывают неинтересны. Они и так прекрасно понимают друг друга! Поэтому близнецы братья могут довольно долго использовать собственный язык общения между собой и иметь серьезные проблемы с развитием речи. Свои имена они запоминают только к 3 годам, а в первые годы, находясь по отдельности, часто их путают. Поэтому психологи считают, что имена близнецов не должны звучать похоже.
Заниматься с близнецами непросто. Братья-близнецы всегда живо интересуются занятиями друг друга, а, объединившись, частенько забывают о поручении вообще.
При этом в раннем возрасте между близнецами часто возникают ссоры и драки. Связано это с тем, что они оба хотят одного и того же. Скорее всего, в первое время вам нужно будет иметь под рукой две одинаковые игрушки, чашки и другие вещи. Позже, конечно, вы научите их договариваться или пользоваться вещами по очереди.
Воспитывая близнецов, надо помнить, что вы воспитываете две личности. И ваша задача воспитать не «близнецов», а каждого из малышей в отдельности.

malchikконецформыначалоформыНа протяжении всей истории человечества случаи, когда рождаются близнецы, не оставляют людей равнодушными. В древности это даже считалось сверхъестественным явлением. Сейчас появление двоен и троен уже не считается чем-то невероятным, причины его известны. По статистике близнецы рождаются примерно в 1,5% случаев.
Близнецы бывают двух типов: однояйцевые (монозиготные) и двуяйцевые (дизиготные). Первые абсолютно идентичны, всегда одного пола и трудно отличимы друг от друга. Развитию однояйцевых близнецов предшествует случайное разделение одной оплодотворенной яйцеклетки на два вполне жизнеспособных эмбриона. Соответственно, и яйцеклетка, и сперматозоид, «принявшие участие», одинаковы для обоих детей. Возникшие таким путем братья-близнецы имеют полностью одинаковые гены. Примерно 30% всех близнецов — такие генетические копии.
Близнецы могут развиваться при оплодотворении двух созревших в период овуляции яйцеклеток разными сперматозоидами. В этом случае также рождаются близнецы, но внешнее сходство между собой у них не больше чем у родных братьев и сестер, родившихся в разное время.

malchikРодители новорожденных мальчиков, обращаясь к сыновьям, наделяют их такими качествами как сила, смелость, упорство, активность. Родители девочек общаются со своими детьми совершенно иначе: при обращении к девочке преобладают нежные слова, ее называют миленькой, очаровательной, ласковой. Это – наши социальные стереотипы и представления о том, какими чертами должны обладать мальчики и девочки.
Психологи проводили такой эксперимент – матерям из одной группы предлагали заниматься с шестимесячным мальчиком, а матерям из второй – с девочкой того же возраста. Наблюдения показали, что женщины предлагают малышу игрушки, соответствующие его полу, общаются и демонстрируют другие стереотипы поведения, якобы необходимые при общении с малышом того или иного пола. Самое интересное то, что этом эксперименте матерям из обоих групп предлагался один и тот же кроха, которого в одном случае представили девочкой, а во втором мальчиком.
Этот эксперимент показывает, что во многом на то, как воспитываются мальчики и девочки оказывают влияние распространенные в обществе социальные стереотипы.
Упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин (а также мальчиков и девочек), независимые от их личных особенностей – так называемые гендерные стереотипы. Это исторически сложившиеся представления о том, как себя ведут представители того или иного пола. Отсюда ведут свое происхождение убеждения, что мальчики должны играть в войну, в машинки, в футбол, а девочки возиться с куклами и помогать маме готовить обед.
Гендерные стереотипы сформировались в традиционной патриархальной культуре, где роли мужчины и женщины были четко определены. Общение с родителями, их пример, а также взаимодействие со сверстниками позволяют ребенку усвоить соответствующие гендерные стереотипы.
Хорошо иллюстрируют это традиционные системы воспитания в африканских племенах или у малых народов Севера. Мужская модель поведения: хождение на охоту, выпас оленей, защита племени закладывается в сознание мальчика с раннего детства. Для того, чтобы сформировались правильные стереотипы поведения существует отработанная веками схема воспитания.
До двух лет мальчики находятся с матерью, затем основным воспитателем ребенка становится отец или дед. С раннего детства мальчиков учат владеть ножом, луком и другими орудиями сначала на игрушечных копиях, а потом и на взрослых инструментах. Трехлетний малыш уже учится кидать аркан, в пять ему дают настоящий лук, к шести мальчик умеет колоть дрова, учится обращаться с оленями, его берут пасти стадо. Находить бок о бок с отцом и старшими братьями мальчик учится всему необходимому и усваивает модель поведения присущую именно мужскому полу.
Гендерные стереотипы позволяют сохранить стабильность общества и преемственность поколений, сберечь традиции и культуру. Помимо того влияния на формирование у мальчиков мужских черт, которое оказывают существующие в обществе социальные стереотипы, невозможно отрицать и то, что мальчики и девочки развиваются по-разному и в какой-то момент становятся заметными свойственные каждому полу в отдельности стереотипы поведения.
Уже в 6-7 лет становятся заметны различия в строении тела: развитии мускулатуры и костной системы, характере движений, распределении подкожной жировой клетчатки. Для девочек больше типична плавность и мягкость движений, для мальчиков – их стремительность и резкость. Физиологические отличия и различие уровня физического развития вещи очевидные.
Отличия, лежащие в области психики и характера, не настолько очевидны и порой мифологизированы, благодаря тому, что в обществе существуют описанные выше гендерные стереотипы. Итак, традиционно считается, что мальчики менее эмоциональны, у них реже бывают перепады настроения, более склонны к активным и подвижным играм, менее капризны, но зато более задиристы, активны, больше склонны к проявлениям агрессивности на физическом уровне (девочки обычно проявляют вербальную агрессивность: обзывают, язвят, дразнят). Говорить мальчики обычно начинают позже и чаще имеют проблемы с развитием речи. Мальчики обожают игры-соревнования, и это помогает решать многие воспитательные проблемы.
Некоторые родители считают, что иметь дело с мальчиками более сложно: они упрямы, менее склонны к компромиссам, постоянно играют в шумные игры, падают, прыгают, готовы в любой момент, что-нибудь сломать и не расстраиваются по этому поводу.
То, что такие стереотипы поведения свойственны именно мальчикам, подтверждают некоторые психологи. Они объясняют их высоким уровнем физической активности, а также более низкой способностью к принятию и сопереживанию.
Но если вы сейчас вспомните всех своих знакомых девочек и мальчиков, вы убедитесь, что типично «мужское» или типично «женское» поведение свойственно только единицам из них. На формирование модели поведения ребенка влияют и социальные стереотипы, и личные склонности, и особенности нервной организации, и круг общения ребенка и родителей, и, конечно же, личности родителей и близких, их собственное поведение. Те или иные черты в характере малыша можно развивать или игнорировать.
Существует два подхода к воспитанию детей. Традиционный: подчеркивание половой принадлежности с помощью игрушек, цветов одежды, сказок, мультфильмов, обращения и стиля общения. Его отлично иллюстрируют расположение и подбор игрушек в магазинах: мальчикам – оружие, девочкам – кукольная посуда, преобладание синих и голубых цветов в одежде мальчиков, фразы: «Не плачь, нельзя плакать, ты же мальчик», многие сказки и книги, где ведущая роль отводится мальчикам.
Психологами уже замечено, что родители склонны поощрять у своих детей поведение и игры, соответствующие их полу и настороженно-критично относятся к отклонениям от «нормы». По-мнению родителей, именно так они сформируют правильные гендерные стереотипы у детей и воспитают мальчика настоящим мужчиной.
В том, что мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт: заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки. Гармоничное сочетание «мужских» и «женских» черт характера стремятся получить сторонники второго подхода к воспитанию детей. Они не считают предлагаемые обществом стереотипы поведения мужчин идеальными и стремятся воспитывать детей в соответствии со своими представлениями. Они считают, что мальчикам не обязательно воевать, зато неплохо бы научиться сопереживать и сочувствовать другим, помогать по дому, заботится о младших.
Такая позиция также имеет право на существование, особенно в наше время, когда происходит смешение ролей женщины и мужчины, исчезла необходимость в том, чтобы мужчина был добытчиком и воином, а женщины все чаще занимают лидирующие позиции в бизнесе и в обществе. Гендерные стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Меняется общество, меняются (очень и очень медленно) и они. Уже сейчас «типичный мальчик» отличается от того, каким он был 200 лет назад. И в дальнейшем эти изменения будут продолжаться. В лучшую ли сторону изменятся мужчины, которые достанутся нашим дочерям? Время покажет.