конецформыначалоформыВремена меняются, и сегодняшние дети уже не такие, какими были их родители. Они более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в навороченной технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если это не доставляет серьезных проблем.
К сожалению, воспитание школьников часто заменяется просмотром фильмов и играми, а избыток телевизионно-компьютерного времяпровождения нередко делает детей более агрессивными и жестокими, вспыльчивыми и нервными и замещает собой такие полезные увлечения, как занятия спортом, чтение, игры с друзьями, а порой даже и семейный досуг полностью занят просмотром фильмов и играми за компьютером.
В последнее десятилетие незаметно и постепенно произошла серьезная смена жизненных ценностей: раньше гораздо больше думали о других, о коллективе, о благополучии страны и города, где живешь. Сейчас современная педагогика заявляет о том, что воспитание школьников должно помочь ребенку стать успешным членом общества, найти «свое место под солнцем», то есть просто приспособится к тому что есть. Кому-то эта позиция нравится, а кто-то с ностальгией вспоминает времена своего детства, сам является человеком с активной жизненной позицией и ориентирует детей на другие ценности. Как известно, большая часть ценностей и взглядов закладывается все-таки именно в семье, и в вашем лице ребенок видит образец для подражания, чтобы ему не говорили учителя или друзья.
Не стоит воспринимать детей как совершенно отличных от вас существ, вешать на них модный ярлык «дети-индиго» и опускать руки. Любую проблему можно решить, и чем младше ваш школьник — тем проще это делается. Воспитание школьников старших классов требует больших усилий, если вы не смогли найти общий язык в более младшем возрасте. На самом деле многие наши детские переживания (вспомните себя в школе) остро и болезненно переживаются и нашими детьми: чувство одиночества, желание быть понятым, нравится противоположному полу, иметь друзей, быть успешным…
Они такие и в то же время совсем не такие, какими были мы…. Поймите их правильно.
Воспитание школьников – это не дрессировка и не вытачивание нужной детали на станке. Как бы нам это не нравилось, ребенок — самостоятельная личность и вовсе не обязан быть удобным для нас. У него есть свои чувства, проблемы, переживания, он по-своему реагирует на окружающее.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период жизни. Первоклассник чувствует отличие от других детей. От младших его отличает то, что он учится в школе, от старших – неопытность и неуверенность, сопровождающие начало любого ранее незнакомого дела. Школа приближает его к взрослым, которые тоже когда-то проходили этот этап.
Вначале ребенок ориентируется на внешнюю сторону школьной жизни, позже осмысляет и внутреннюю. Первоклассник — счастливый человек. Его считают «взрослым», он занимается важным делом, значимым и всех интересующим. Это дело заполняет всю его новую жизнь. Меняются отношения со взрослыми, у ребенка появляется новый статус – он теперь ученик.
Но не все так радужно в жизни первоклассника. Это трудный период в его жизни, привыкание к новым правилам и жестким требованиям, смена установок, расширение границ. Приходится много времени проводить за столом, что очень непросто для подвижного и еще недавно «вольного» дошкольника. Ко всему добавляются еще и дополнительные занятия: музыка, танцы, английский…
Ребенку предстоит решить много непростых задач. Сделать это за него вам все равно не удастся, как, впрочем, и заставить школьника стать внимательным, собранным, ответственным и самостоятельным.
Поэтому основная задача, которую должно решить воспитание школьников сейчас – помочь ему адаптироваться к новым требованиям, поддержать, показать что, несмотря на первые неудачи, вы все равно любите своего ребенка и рады тому, что он у вас есть. Проводите больше времени вместе, интересуйтесь делами и заботами своего ребенка, разделите его увлечения.
Наращивайте интенсивность требований постепенно, не торопите, но и не задерживайте развитие ребенка. Правила, делающие воспитание школьников эффективным:
- трудности должны быть посильными, адекватными для вашего ребенка;
- деятельность младших школьников должна быть разнообразной, эмоциональной, интеллектуально насыщенной;
- создавайте ребенку ситуации успеха;
- позвольте ему расширить свое жизненное пространство: приглашать школьных приятелей, завести новые увлечения и хобби, заниматься в тех секциях, которые нравятся;
- берегите здоровье ученика — оно важнее пятерок.
Воспитание школьников будет неэффективным, если вы сами не соблюдаете всех тех правил, которые диктуете ему. Очень многое зависит от вас. Причем в первую очередь не от ваших слов и объяснений, а от вашего примера. Нелепо, согласитесь, заставлять ребенка заниматься спортом, проводя свободное время на диване перед телевизором.
Хотим мы этого или не хотим, но многие наши ценности, привычки, выражения и манеры становятся ценностями,привычками и манерами наших детей.
Влияние школьного образования на личностные ценности младшего школьника не настолько велико, как это принято считать. Знаменитые земляки, литературные герои, учителя уже не являются значимыми примерами для подражания. Место «кумира-образца» заняли герои боевиков и компьютерных игр, звезды эстрады, топ-модели и кинозвезды, в лучшем случае — былинные богатыри и сказочные принцессы.
Коллективные ценности и дела тоже не являются приоритетными для большинства детей. Современные дети прагматичны и меркантильны, согласно опросам, свою будущую работу они хотят видеть не полезной людям и обществу, а хорошо оплачиваемой и несущей другие жизненные блага материального характера. Это стремление поддерживается и горячим желанием родителей дать ребенку хорошее образование, которое выражается в большом количестве дополнительных занятий и высоких требованиях к учебным результатам.
Официальная позиция школы совпадает с общими тенденциями: в большинстве школ придерживаются позиции, что их задача – образование, а не воспитание школьников, и поэтому часто учителя не обращают внимания на существующие проблемы во взаимоотношениях детей, организовывают коллективные дела и внеклассные мероприятия формально. Вся внеклассная работа порой сводится к экскурсиям и поездкам в театры, а также к обязательным тематическим классным часам. Нормативные акты, по которым живет школа, действительно регламентируют образовательный процесс: содержание образования, оценку качества и прочие критерии, а о необходимости наличия в школе воспитательной системы речи не идет.
Поэтому воспитание в школе — процесс скорее спонтанный, чем закономерный. Его качество зависит от множества достаточно случайных факторов: личности учителя и его позиции в этом вопросе, сложившейся или не существующей воспитательной системы в школе, коллектива ребят в классе и других моментов. Поэтому надеяться, что школа окажет вам существенную помощь в воспитании, не стоит.
Но и показать учителю свою заинтересованность в сотрудничестве, в том, что происходит в жизни ребенка — необходимо. Не пускайте происходящее в школе на самотек, все-таки ваш ребенок проводит там большую часть своей жизни, и ваш интерес к тому, что и как там происходит, понятен и обязателен.
Известно, что преступниками в молодые годы становятся те, кто в начальной школе потерял уверенность в себе как ученике, перестал верить в перспективу хороших оценок, столкнулся с доброжелательностью учительницы и несправедливостью родителей. В этом случае дети теряют мотивацию к учебе, которая влечет за собой целый ворох других проблем. Воспитание школьников происходит в первую очередь в семье, а потом уже в классе. Поэтому повышайте уверенность ребенка в себе, помогайте ему, поддерживайте.
Совместное внимание родителей и учителей, своевременное обращение за советом к школьному психологу помогут избежать многих трудностей в воспитании ребенка. Воспитание школьников должно происходить ненавязчиво и по возможности незаметно для ребенка, потому что ощущение тотального контроля может вызвать с его стороны бурный протест и негативное поведение. Постарайтесь быть союзником и понимающим другом своего ребенка.