Примерно в 7 лет дети поступают в школу. Они получают новый статус – «младшие школьники», гордятся своей взрослостью перед теми, кто еще не достиг этого возраста, им покупают ранец, форму, красивые тетрадки и прописи.
Вместе со всем этим богатством ребенок получает в придачу и набор новых правил, обязанностей и требований, выполнение которых необходимо для школьника. Сможет ли он с ними справиться?
Чтобы поступление ребенка в школу прошло как можно легче, родителям стоит изучить особенности младших школьников, нюансы, с которыми протекает развитие школьников этого возраста, чтобы быть готовым ко всем возможным проблемам.
К 7 годам у ребенка появляются психологические новообразования, которые позволят ему освоить новый важный вид деятельности – учебу. Развитие школьников проходит через закономерные этапы, в ходе которых и формируется личность школьника. Особенности младших школьников: любознательность, желание пойти в школу и находиться в компании интересных и умных людей позволяют сформировать интерес к познанию нового и мотивацию на успешное обучение.
В то же время младшие школьники быстро утомляются, имеют невысокую работоспособность, нуждаются в двигательной активности и по-прежнему не против поиграть. Поэтому важно, чтобы на уроках были учтены и эти особенности младших школьников: чередовались разные виды заданий, сочетались статичные и подвижные действия, игровые и неигровые формы обучения, менялся режим работы и сюжеты урока.
Особенности младших школьников позволяют им благополучно освоить новые знания и умения. При этом благодаря своей природной любознательности младшие школьники идут учиться с большим интересом и энтузиазмом.
В этом возрасте преобладает зрительное восприятие, поэтому лучше воспринимается яркий и наглядный материал, с участием любимых детьми героев мультфильмов, книг, журналов. Объем внимания увеличивается, что ведет за собой дальнейшее интеллектуальное развитие школьников. Особенности младших школьников таковы, что основную роль в процессах обучения играет непроизвольное внимание, которое активируют яркие образы, необычные сюжеты, интересная информация, поданная в нескучной форме. Управлять вниманием полностью самостоятельно младшие школьники еще не могут, зато непроизвольное внимание может помочь обеспечить работоспособность ребенка в течение 1-2 часов.
Младшие школьники приобретают очень полезную особенность: помимо увеличения объема памяти, начинает формироваться способность запоминать сознательно, а не механически. Это очень важный шаг, умственное развитие школьников, как известно, базируется на развитии внимания и памяти. При этом большую роль по-прежнему играет образная, эмоциональная память, словесно-логическая память также развивается, но преобладает непроизвольное запоминание. Важно использовать и хорошо развитое к этому возрасту воображение школьников. Творческие задания, возможность создавать свои книги, сказки, острова с использованием знакомых детям образов и явлений – это задачи, которые младшие школьники выполняют с явным удовольствием.
Мыслят младшие школьники конкретно-образно, в процессе обучения задачи, которые предстоит решать, постоянно усложняются, возрастает качество самостоятельной работы. Абстрактное мышление и вторая сигнальная система (речь) развиваются и совершенствуются. Одним из критериев, которым определяется развитие школьников, является количество вопросов, которые задает ребенок.
Период примерно до 7-8 лет – время, когда неблагополучные дети могут достаточно легко догнать ровесников, если с ними занимаются. Позже это будет уже гораздо сложнее, потому что на 75% развитие умственных способностей происходит к началу школьного периода.
Младшие школьники уже проявляют первые признаки интереса к противоположному полу. Девочки обычно испытывают романтические чувства к симпатичным им мальчикам, в то время как мальчики чаще проявляют свой интерес в грубой форме. Впрочем, последнее многим знакомо по собственным школьным воспоминаниям. Важно, чтобы родители мальчиков донесли до них мысль о том, что рыцарские отношения к девочкам лучше и правильнее.
Развитие школьников младшего возраста характеризуется определенными особенностями. Психология школьника в сфере общения со взрослыми к школе существенно меняется. Общение становится не привязанным к конкретной ситуации, оно произвольно и внеситуативно. Это может быть порождать проблемы в общении с учителем.
Младшие школьники должны изменить и отношение к себе. Как правило, самооценка дошкольника завышена, а в школе ребенок сталкивается с более высокими требованиями к себе, своим способностям. Меняется отношение к деятельности ребенка и ее результатам, родители более пристально отслеживают достижения ребенка и, как правило, его неуспешность воспринимается родителями болезненно. При этом младшие школьники хотят быть лучшими, а когда не получается, очень расстраиваются и переживают.
В первые школьные годы очень важно научить ребенка видеть и успехи других, учится сопоставлять свои и чужие работы, смотреть на ситуацию «чужими глазами». Это позитивно влияет на эмоциональное развитие школьников и их взаимоотношения с другими людьми.
Первый школьный год и все его проблемы накладываются на естественный возрастной кризис в развитии ребенка. Как раз в это время он начинает более критично относится к своим поступкам, сопоставлять свои желания и возможности. Игры становятся сложнее, круг интересов –шире. Физиологически ребенок усиленно растет, увеличивается активность многих органов и систем. Организм использует все свои резервы, чтобы справится с этой работой, поэтому любопытный младший школьник легко устает и очень раним. Растущий мозг имеет ослабленные защитные механизмы, поэтому случаются неврозы и нервные срывы при избыточной нагрузке.
Ребенок при этом пытается рационально оценивать свои чувства и пытается их контролировать (уместно — не уместно проявлять себя в данном месте и как это делать), поэтому выражения чувств становятся неестественными, что порой принимают за кривляние и баловство.
Кажется, что ребенок уже вырос и стал более самостоятельным, но это не так. Младшие школьники часто испытывают социальные страхи, боятся показаться смешными или глупыми, потерять доверие взрослых, не оправдать надежд. Им по-прежнему нужно много внимания, ваша помощь в решении всех стоящих перед ними задач, начиная от учебы заканчивая установлением дружеских отношений в коллективе. Не вмешательство и поучения, а совет, понимание и любовь.