Реклама

malchikДети растут быстро. Причем не только соседские, но и свои. Довольно быстро и подчас неожиданно люди, только успевшие привыкнуть к родительской роли, оказываются в обществе вполне серьезного, а иногда очень смешного и всегда очень любопытного существа. Со своим мнением, характером, фантазиями и словечками и бесконечными вопросами. Развитие дошкольника происходит стремительно, буквально каждый день появляется что-то новое. Откуда что взялось?.. Считается, что вклад наследственности в развитие способностей и характера человека примерно процентов 40, а то и меньше. Все остальное – результат воспитания и воздействия окружающей социальной среды.
Особенности дошкольников в возрасте четырех-шести лет — это настоящий подарок всем тем, кто благополучно пережил кризис 3 лет. В этом возрасте дети становятся более спокойными, с ними намного проще договариваться, они покладисты и идут на уступки. Раздел возрастной психологии о психологии дошкольника говорит, что именно в это время развитие идет в направлении формирования привязанности к близким, дети-дошкольники трепетно и романтично любят родителей и очень дорожат их любовью.
Не злоупотребляйте этим бесконечным доверием. Довольно часто мы говорим: «Такого мальчика я не люблю», «Я тебя буду любить, если ты…» Это неправильно, любовь должна быть безусловной, только за то, что он – любимый сын (со всеми его достоинствами и недостатками).
Активно развивается и мышление дошкольников, недаром про маленьких детей часто говорят, что они «впитывают все как губка». Растет интерес к окружающему миру, к его истории, к животным и растениям…Интеллектуальное развитие дошкольника важно поддержать, не подавляя его любопытство отмашками и нежеланием отвечать на «глупые вопросы». Почвой для размышлений становится все увиденное и услышанное, и этот период очень важен для развития интереса к учению, к поиску новых знаний, для формирования уверенности в себе и своих способностях у вашего дошкольника.
Развивается логическое мышление дошкольников, ребенок может сравнивать предметы между собой, находить сходство и отличия, выделять лишний предмет. Кстати, такого рода задания предлагают в том числе и на собеседовании в школе.
Важно тренировать внимание дошкольника. Упражнений и игр для этого существует предостаточно: «найди отличия», «лабиринты», срисовывание узоров, «какой предмет исчез» и т.д.
Мальчики в большей степени склонны к экспериментам и наблюдениям, они могут долго наблюдать за работой мусоросборочной машины, заглядывать в кабину машиниста электропоезда и вообще активно интересоваться транспортом. Популярные сейчас игрушки «домашний инкубатор» (яйцо, в течение нескольких дней разрушающееся в воде и «выпускающее на волю» динозаврика, цыпленка или другое существо) хороший объект для наблюдений. Можно даже объяснить мальчику как вести дневник наблюдений, и он будет зарисовывать изменения, происходящие с игрушкой.
Развитие дошкольника не стоит торопить, но если ребенку нравится заниматься, уже есть смысл выбрать развивающие занятия. Помните, что занятия должны проходить в живой игровой форме, только так от них будет польза.
Часто родители мальчиков жалуются на проблемы с усидчивостью, и порой выходом является удачно выбранная группа для занятий, потому что подвижный мальчик, которого не уговоришь посидеть за книгой или пластилином дома, с удовольствием будет учиться в компании.
У дошкольника хорошо развита речь, идет период активного пополнения словарного запаса и «словотворчества» (ваш ребенок вовсе не дурачится и не «ломает язык»). Речевое развитие дошкольника очень хорошо проиллюстрированно в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти».
Совершенствуются и двигательные навыки. Развитие дошкольника стимулирует физическая активность. По мнению психологов, дети, родители которых уделяют достаточное внимание физическому развитию, лучше развиваются в других сферах. У них более активно идет развитие речи, мышления, лучше память и внимание.
Эмоциональное развитие тоже не стоит на месте, растет интерес к другим людям и их взаимоотношениям, появляются друзья. Поощряйте общение детей, даже если результаты дружеской встречи напоминают сцены из мультфильма, где «просто приходил Сережка, и мы поиграли немножко». Это полезный опыт налаживания отношений, незаменимый впоследствии в школе. Развитие дошкольника может происходить только в общении с близкими, сверстниками, воспитателями.
Важные особенности дошкольников – это подражание взрослым и стремление получить похвалу от них. Пользуйтесь этим моментом, ведь к школьному и подростковому возрасту эти ценности сменятся другими.
Дошкольник – уже осознает свою индивидуальность, у него есть представления о «хорошем и плохом», о «злом и добром». Ему знакомы чувства сопереживания, обиды, стыда, восприятие мира у него очень эмоциональное. Его искренне волнует происходящее в сказке или фильме. И в этом возрасте ваш ребенок искренне старается радовать родителей, даже если у него это не всегда получается.
Ребенок неожиданно становится самостоятельным, и многое может делать сам. Он владеет навыками гигиены (если видит пример взрослых членов семьи). Возможно, еще случаются «ночные промахи» (энурез), это считается нормальным примерно до 4-5 лет, чаще как раз этим страдают мальчики.
Для привития гигиенических и бытовых навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют требования гигиены, то и ребенок, в конце концов, почувствует необходимость вымыть руки перед едой: как же, он ведь совсем «большой».
Дошкольник убирает свои игрушки и книги на место, многое понимает и с ним можно договориться. Поведение дошкольников 4-6 лет отличается появлением рассудительности, «мудрости», некоторой серьезности, не свойственной трехлеткам. С детьми уже можно советоваться, делая покупки, они с радостью готовы помогать вам в некоторых домашних делах и даже могут иметь какие-то обязанности в доме, например, убрать в своей комнате, протереть стол после обеда, расставить посуду.
В числе прочих проблем, родителей волняют трудности с засыпанием. Интенсивное развитие дошкольника и его психики создают яркий эмоциональный фон. Жизнь ребенка становится все более насыщенной событиями и переживаниями, поэтому очень важно заранее создать ритуал укладывания спать. Что это может быть? Просмотр доброго мультфильма, теплая ванная с пеной, разговор с мамой о событиях прошедшего дня, колыбельная… Все это должно проходить спокойно, можно начать говорить тише, можно включить успокаивающую музыку.
Некоторые дети могут засыпать в темноте, а кто-то соглашается засыпать только при свете и требуется ночник, который можно выключить потом, когда малыш уснет. Отнеситесь к этим просьбам с пониманием, потому что в психике дошкольников эмоциональное тесно связанно с воображением восприятия увиденного, услышанного и прочитанного, и может преломляться в ночные страхи и тревоги. В дошкольном возрасте ночные страхи возникают достаточно часто, психологи относят их пик к возрасту 5-6 лет. А к 6 годам у детей возникает страх смерти, они осознают, что жизнь не бесконечна. Совершенно нормально, если развитие дошкольника проходит этот этап.
В ваших силах помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть страхи, используя элементы арт-терапии (рисовать страхи), игротерапии (можно проигрывать тревожащие темы и их решение с игрушками), разговоры, сказки и, самое главное, свою любовь и терпение.
Психология дошкольника – очень интересный раздел возрастной психологии, родителям наверняка будет интересно почитать литературу об особенностях и воспитании детей этого возраста.
В целом же, при благоприятной обстановке в семье дошкольники – это бесконечные оптимисты, непоседы, фантазеры, любознательные исследователи, которых интересует все без исключения, творцы, художники. Примите это и помогите своим детям стать счастливыми!

Комментарии запрещены.