Реклама

malchikЕсли вашему ребёнку уже исполнилось полтора годика – можно приобщать его к занятиям лепкой. Этот вид творчества очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Особенно полезными будут уроки лепки для мальчиков.
К сожалению, мы, взрослые, привыкли к тому, что если уж дети занимаются каким-либо видом творчества, то обязательно должны произвести некоторый продукт. То есть, если ребёнок берёт уроки лепки, то он должен уставить своими поделками все полочки в доме, а мы будем смотреть, любоваться и показывать его работы гостям. На самом деле это не так. Только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности. А при занятии лепкой возможности игры – безграничны. Ведь детки лет до четырёх не отличают вещи, слепленные своими руками, от игрушек. И слепленные самостоятельно игрушки – самые хорошие, они очень гибки и мобильны – куда там разрекламированным конструкторам! У слепленных из пластилина людей и зверей шевелятся руки и ноги, а к новенькой машине легко можно добавить прицеп, двери и водителя. В процессе занятия лепкой малыш может их сам видоизменять, как ему захочется, перелепливать заново, и даже ломать. Поэтому, во время занятий лепкой с малышами, нужно на их глазах лепить все, что им нужно для игры, не заботясь о дальнейшей судьбе этих «произведений».
Именно по этой причине особенно полезна лепка мальчишкам. Ведь сколько замечаний и окриков получают энергичные шалуны, когда ломают дорогостоящие магазинные игрушки. Ну, а при игре в пластилин или глину мы можем позволить ребёнку ломать свои игрушки, сколько ему вздумается. Скажите мальчику, что ломать игрушки МОЖНО! И это будет большой радостью для ребёнка! Многие родители справедливо возмутятся, мол, ломать — не строить, зачем это нужно нашим мальчикам? Не волнуйтесь – варвара из него не вырастет, ведь второй важнейший род деятельности маленького ребенка, после игры — исследование. А чтобы как следует исследовать вещь – надо её собрать и разобрать.
Лепка из пластилина и глины дает и тут большой простор ребенку спокойно позаниматься, на первый взгляд, совершенно неконструктивными вещами. Например, отщипывать от большого куска пластилина кусочки и складывать на стол, расплющивать куски пластилина в лепешки, резать ножичком «колбаску» на мелкие куски, выковыривать в куске пластилина дырки и засовывать в них мелкие кусочки — всё это исследование физического мира, которое так необходимо нашим детям! Да и просто схватить большой шмат пластилина или глины и носиться с ним по комнате — это тоже исследование. Так что, начиная занятия лепкой с ребёнком, не спешите загрузить его техникой лепки, призвать к усидчивости и ждать от него высокохудожественных поделок. Это придёт позже. А для начинающих малышей занятия лепкой — что-то вроде возни в песочнице: доставляет детям удовольствие, очень полезно для развития, хотя не ведет ни к каким материальным результатам.
Конечно, самый доступный и распространённый материал для лепки – пластилин. Сейчас множество разновидностей пластилина, но помните, что хороший пластилин должен быть мягким, не крошащимся в руках. Один кусочек пластилина должен легко лепится к другому, а так же к бумаге, картону, дереву (но не к рукам!). Хороший пластилин легко режется пластмассовым ножом для лепки и может долго находиться на открытом воздухе, не теряя своих качеств.
Покупая пластилин в первый раз, выберете самый маленький набор. Если вам повезет найти нечто вышеописанное, этот материал доставит вашему ребенку много радости. При выборе пластилина смотрите на его качество, а не на цену и красивую упаковку. Бывает, что дорогой пластилин, не липнущий к рукам, самых привлекательных расцветок, оказывается годен лишь для того, чтобы катать шарики — даже слепить два кусочка между собой оказывается невозможным — пластилин не липнет не только к рукам, но вообще ни к чему не липнет. А яркий импортный пластилин, продающийся в отдельных емкостях (разложенный по цветам), порой быстро высыхает, оставшись без родной баночки.
Занимаясь с ребёнком лепкой из пластилина впервые — устройте «презентацию» материала. Покажите рёбёнку самую простую технику лепки: как отщипнуть кусочек, как скатать шарик или колбаску. Если вы не в состоянии «изваять» кота или медведя, то изобразите что-нибудь попроще: змею (длинная колбаска), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина, а уж дальше он сам решит, что и как хочет лепить. Вам останется только подсказывать новые идеи и давать ненавязчивые советы по технике лепки.
Лепка из глины и гипса не менее интересна детям, чем лепка из пластилина потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать. Уже в 3-4 года, когда ребенок перестает все пробовать на вкус, можно попробовать лепить и из них. Однако не стоит оставлять ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом! В этом случае ваше творчество должно быть только совместным. Лепка из глины и гипса потребует от взрослых хотя бы небольшое знание технологии лепки и техники безопасности (например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки).
Глину и гипсовый порошок можно купить в магазине, а также и готовые формы для отливки из гипса (делать их самим трудновато). Обычно к наборам для лепки из гипса прилагаются подробные инструкции с описанием процесса работы (читайте их внимательно!). Для росписи глиняных и гипсовых изделий используются специальные восковые краски, но маленьким скульпторам подойдёт и обычная гуашь. Конечно, заниматься лепкой из глины и гипса в домашних условиях довольно трудно (изделия требуют особой сушки и обжига), поэтому лучше подыскать для ребенка хороший кружок или студию где занимаются художественной лепкой.
Самый безопасный и экологически чистый материал для занятия лепкой с детьми — соленое тесто. Тесто приятно на ощупь, нежное, тёплое, безвредное с точки зрения аллергенов. Главное правильно вымесить тесто и тогда возможности его становятся практически неограниченными! Разновидностей рецептов приготовления солёного теста — много. Вот один из них: одна часть соли, две части муки, две столовые ложки сухого обойного клея (можно добавить еще столовую ложку растительного масла) перемешать и понемногу добавлять воду, чтобы тесто было крутое, не липло к рукам и не крошилось. Обычно, попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно! Поделки из солёного теста сушить легко – просто на воздухе. Расписывать можно абсолютно любой краской, а если ещё и покрыть лаком – сохранятся на века.
В общем, лепка – занятие приятное, поезное и вполне доступное каждому ребёнку. Первые уроки мастерства скульптора дети получат на занятиях лепкой в детском саду, но, конечно, не стоит ждать так долго. Родители могут и должны стать первыми, кто познакомит детей с этим интересным занятием. Ведь можно заниматься не только лепкой из пластилина, глины, гипса и теста – материалов для занятия лепкой вокруг предостаточно.
Летом можно лепить из мокрого песка, зимой — из снега, в любое время года — из папье-маше (это специальная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера), пластики, обычного теста для кондитерских изделий и даже из репейника! Конечно, занимаясь с ребёнком лепкой, не забывайте, что для него это игра. Поэтому ни в коей мере не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Ваши занятия лепкой не должны превратиться в нудное изучение и обучение художественным приемам и технике лепки. Эти знания он получит, став старше и выбрав лепку своим хобби или даже профессией. А домашние уроки лепки пусть станут для вашего малыша средством познания окружающего мира. Дети всегда ждут от нас поддержки и поощрения, для них очень важна ваша оценка взрослого. Поэтому не забывайте хвалить вылепленные ребёнком изделия и радоваться его работе, а он, в свою очередь, сделает все, чтобы порадовать вас своими творческими достижениями.

Комментарии запрещены.