Родители новорожденных мальчиков, обращаясь к сыновьям, наделяют их такими качествами как сила, смелость, упорство, активность. Родители девочек общаются со своими детьми совершенно иначе: при обращении к девочке преобладают нежные слова, ее называют миленькой, очаровательной, ласковой. Это – наши социальные стереотипы и представления о том, какими чертами должны обладать мальчики и девочки.
Психологи проводили такой эксперимент – матерям из одной группы предлагали заниматься с шестимесячным мальчиком, а матерям из второй – с девочкой того же возраста. Наблюдения показали, что женщины предлагают малышу игрушки, соответствующие его полу, общаются и демонстрируют другие стереотипы поведения, якобы необходимые при общении с малышом того или иного пола. Самое интересное то, что этом эксперименте матерям из обоих групп предлагался один и тот же кроха, которого в одном случае представили девочкой, а во втором мальчиком.
Этот эксперимент показывает, что во многом на то, как воспитываются мальчики и девочки оказывают влияние распространенные в обществе социальные стереотипы.
Упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин (а также мальчиков и девочек), независимые от их личных особенностей – так называемые гендерные стереотипы. Это исторически сложившиеся представления о том, как себя ведут представители того или иного пола. Отсюда ведут свое происхождение убеждения, что мальчики должны играть в войну, в машинки, в футбол, а девочки возиться с куклами и помогать маме готовить обед.
Гендерные стереотипы сформировались в традиционной патриархальной культуре, где роли мужчины и женщины были четко определены. Общение с родителями, их пример, а также взаимодействие со сверстниками позволяют ребенку усвоить соответствующие гендерные стереотипы.
Хорошо иллюстрируют это традиционные системы воспитания в африканских племенах или у малых народов Севера. Мужская модель поведения: хождение на охоту, выпас оленей, защита племени закладывается в сознание мальчика с раннего детства. Для того, чтобы сформировались правильные стереотипы поведения существует отработанная веками схема воспитания.
До двух лет мальчики находятся с матерью, затем основным воспитателем ребенка становится отец или дед. С раннего детства мальчиков учат владеть ножом, луком и другими орудиями сначала на игрушечных копиях, а потом и на взрослых инструментах. Трехлетний малыш уже учится кидать аркан, в пять ему дают настоящий лук, к шести мальчик умеет колоть дрова, учится обращаться с оленями, его берут пасти стадо. Находить бок о бок с отцом и старшими братьями мальчик учится всему необходимому и усваивает модель поведения присущую именно мужскому полу.
Гендерные стереотипы позволяют сохранить стабильность общества и преемственность поколений, сберечь традиции и культуру. Помимо того влияния на формирование у мальчиков мужских черт, которое оказывают существующие в обществе социальные стереотипы, невозможно отрицать и то, что мальчики и девочки развиваются по-разному и в какой-то момент становятся заметными свойственные каждому полу в отдельности стереотипы поведения.
Уже в 6-7 лет становятся заметны различия в строении тела: развитии мускулатуры и костной системы, характере движений, распределении подкожной жировой клетчатки. Для девочек больше типична плавность и мягкость движений, для мальчиков – их стремительность и резкость. Физиологические отличия и различие уровня физического развития вещи очевидные.
Отличия, лежащие в области психики и характера, не настолько очевидны и порой мифологизированы, благодаря тому, что в обществе существуют описанные выше гендерные стереотипы. Итак, традиционно считается, что мальчики менее эмоциональны, у них реже бывают перепады настроения, более склонны к активным и подвижным играм, менее капризны, но зато более задиристы, активны, больше склонны к проявлениям агрессивности на физическом уровне (девочки обычно проявляют вербальную агрессивность: обзывают, язвят, дразнят). Говорить мальчики обычно начинают позже и чаще имеют проблемы с развитием речи. Мальчики обожают игры-соревнования, и это помогает решать многие воспитательные проблемы.
Некоторые родители считают, что иметь дело с мальчиками более сложно: они упрямы, менее склонны к компромиссам, постоянно играют в шумные игры, падают, прыгают, готовы в любой момент, что-нибудь сломать и не расстраиваются по этому поводу.
То, что такие стереотипы поведения свойственны именно мальчикам, подтверждают некоторые психологи. Они объясняют их высоким уровнем физической активности, а также более низкой способностью к принятию и сопереживанию.
Но если вы сейчас вспомните всех своих знакомых девочек и мальчиков, вы убедитесь, что типично «мужское» или типично «женское» поведение свойственно только единицам из них. На формирование модели поведения ребенка влияют и социальные стереотипы, и личные склонности, и особенности нервной организации, и круг общения ребенка и родителей, и, конечно же, личности родителей и близких, их собственное поведение. Те или иные черты в характере малыша можно развивать или игнорировать.