Наверное, все мальчишки мечтают о парусах. Сотни книг, фильмов, песен рассказывают им про море, отважных капитанов, а гордые силуэты парусных красавиц – бригантин то и дело тревожат мальчишечьи сны. А могут ли они стать явью? Где наяву найти паруса, брызги волн – пусть даже несоленых, ветер и настоящую мужскую дружбу? Конечно же, в парусном спорте! Вот спорт для настоящих мужчин – борьба с соперниками, ветер, скорость, адреналин. Тут все по-настоящему – и ветер, и дружба, и соперничество.
Многие уверены, что в нашем мире прогресса, высоких скоростей и громадных океанских лайнеров места парусным яхтам не осталось. Разве что в фильмах. Но это не так – паруса есть и будут всегда, пока есть на свете романтики, которым не нужны круизы и отели с ресторанами, а нужны – ветер, трудности, адреналин и пьянящая радость победы.
Найти их просто – достаточно прийти в яхт-клуб. Часто при таких парусных клубах есть секции, или школы для мальчишек, которые мечтают ходить под парусами Парусный спорт есть практически везде, где есть достаточные водные пространства, не являются исключением и яхт-клубы Москвы и Подмосковья. Их адреса и телефоны можно найти в справочниках, или Интернете, а потом, связавшись, поинтересоваться, занимаются ли они воспитанием юных капитанов. Скорее всего, в большинстве случаев ответ будет утвердительным, и Вам останется, подыскав наиболее подходящий по расположению, финансам и другим критериям клуб, приехать туда вместе с будущим яхтсменом. Яхтсмены – люди обычно не слишком бюрократичные, а мечты о парусах понимающие и разделяющие, поэтому, скорее всего, тягу к яхтам оценят, и препятствий чинить не будут. Дальнейшее зависит больше от самого будущего капитана.
Есть среди приверженцев парусного спорта такая присказка, или поговорка – «Паруса белые только издали». Смысла у нее два. Первый – прямой. Паруса ведь не хранят за стеклом в музее. Их мочат дождь и брызги, треплет ветер, их хватают руками, притом не всегда вымытыми с мылом – в таких условиях трудно остаться белоснежными. А второй смысл переносный. Хорошо мечтать о парусах, спокойно сидя дома на мягком диване с книжкой, или перед телевизором. Но если парусный спорт пришел в твою жизнь – покоя не жди. Паруса приносят с собой холодный ветер и брызги, напряжение всех сил физических – в управлении яхтой в сильный ветер, и умственных – в попытках овладеть всеми теоретическими премудростями. Да, кроме скольжения под белым парусом, немало часов придется провести на берегу, уча многочисленные и разнообразные предметы – от типов и классов яхт, до их устройства и ремонта, истории парусного спорта, основ навигации, лоции, метеорологии, сигнальных флагов, тактики гонок и многого другого.
А после изучения – сдавать самые настоящие, весьма серьезные экзамены, чтобы доказать свои знания и умения, и получить права рулевого. Кроме того, в большинстве клубов уход за судном, его ремонт и поддержание в хорошей форме тоже ложится на плечи экипажа. То есть придется научиться держать в руках отвертку, шкурку, кисти, иглу для парусов и обращаться со шпатлевками, красками и клеями. Настоящий капитан яхты должен знать и уметь все.
Ты помнишь, как все начиналось…
А начинается все обычно со швертботов. Детский или юношеский швертбот – это такая маленькая яхточка, рассчитанная на экипаж из одного или двух человек. У нее нет киля, как у настоящей парусной яхты, а вместо него в специальное отверстие швертового колодца вставляется похожий на плавник шверт.
Яхточки такие обычно меньше, легче и проще в управлении. Даже перевернув швертбот, экипаж может своими силами вернуть его в нормальное положение, и, как ни в чем не бывало, продолжить плавание. Самые юные рулевые тренируются обычно на «Оптимистах», а, став постарше, переходят на «Кадеты», «Лучи», «Лучи-2».
«Лучи», кстати, уже участвуют в довольно серьезных соревнованиях. А дальше идут уже вполне взрослые «Финны», «Солинги» и другие, вплоть до океанских яхт, участвующих в кругосветных регатах.
Основное различие между «детскими» и «взрослыми» парусными яхтами – их парусность, то есть площадь парусов. Чем больше площадь, тем сложнее управится с такой «лошадкой», тем больший вес должен иметь экипаж, чтобы выправить опасный крен, или вернуть перевернувшуюся яхту в нормальное положение. Площадь парусов указывается и в правах на управления парусными судами. Например, рулевой 2 класса имеет права управлять судном с парусностью до 22 квадратных метров. Есть также другие ограничения, например, на хождение в темное время суток, или самостоятельные плавания.
Парусный спорт довольно лоялен к своим последователям. Даже девочки, несмотря на распространенное заблуждение, что женщина на корабле – к несчастью, часто ходят под парусом, и берут призовые места в парусных гонках и регатах. Случается, что болезненные, слабенькие мальчики, «заболев» парусами, забывали про простуды и насморки навсегда. И действительно, что может закалить здоровье лучше свежего воздуха, солнца, воды и активных физических нагрузок? Однако, есть люди, которым парусный спорт не то чтобы противопоказан, но требует больших усилий или вложений. Например, люди, которые не различают цвета. Система сигнализации основана на разноцветных флагах, и различение цветов тут просто необходимо. Однако проблема эта легко разрешима – можно же не ходить в одиночку. А друзья из экипажа всегда подскажут, какой поднят флаг.
Еще ограничения относятся к людям, которым в принципе противопоказаны водные виды спорта. Например, при некоторых заболеваниях, где противопоказано переохлаждение. Тут уже решает врач, с которым обязательно нужно посоветоваться прежде, чем выбрать парусный спорт. А вот опасность хождения на парусных яхтах несколько преувеличена. Конечно, если говорить о большом спорте, кругосветных и трансатлантических регатах, океанских яхтах, то опасность присутствует – океан остался океаном, и он так же суров, как когда его воды бороздил Магеллан и Крузенштерн, однако, детский парусный спорт на водных просторах Москвы и Подмосковья, вряд ли может представлять серьезную опасность. Во-первых, при отсутствии больших водных просторов неоткуда взяться большим ветрам и волне, представляющим опасность для парусной яхты. А во-вторых, дети выпускаются на воду только в спасжилетах, это общее правило, а на воде, или у причала неподалеку, дежурит судно, способное оказать экипажу, терпящему бедствие, любую необходимую помощь. Кстати, если говорить о детском парусном спорте, то и самым дорогим видом этот спорт назван незаслуженно – в ряде случаев детские парусные школы обучают юных капитанов яхт практически бесплатно.